Конспект урока математики «Состав числа 5». 1 класс школьного отделения 8 вида
Тема: Состав числа 5.
Цели:
1. Обучающая: познакомить с составом
числа 5, закрепление числового ряда 1-5, сравнение чисел в пределах 5;
2. Коррекционная: коррекция
математической речи, пространственной ориентировки, внимания, памяти,
самоконтроля, мелкой моторики и тактильных ощущений;
3. Воспитательная: желания учиться,
бережного отношения к природе.
Оборудование: картинка с
недописанными цифрами, коробочки с
цифрами 1 2 3 4 5 (2 шт.), бабочка из геометрических фигур, Буратино, магнитные
цифры и знаки, индивидуальные перфокарты, белочка, 2 дерева, 5 грибков,
предметные картинки (1 предмет, 2 предмета, 3 предмета, 4 предмета), таблица
«Так надо сидеть» «Так положи тетрадь», таблица «Образец письма цифры 5», записи
на доске, таблица «Весёлый счёт», картонки с разным количеством пришитых
пуговиц, шнурки с разным количеством узелков, картинки цветов с номерами 4, 1,
3, 5, бабочки с примерами, бабочки.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Устный счёт.
·
Числа
1-5. Упражнение на внимание.
На доске картинка с недописанными
цифрами 1 -5.
- Фрагмент какого числа нарисован?
Индивидуальная работа.
У 2 учеников коробочки с цифрами.
Ученики называют числа. 2 ученика выкладывают их у себя на парте.
·
Дифференцированная
работа.
1 группа – счёт 1 – 10 , 2 – 5 , 3 –
7, 4 – 6, 5 – 8.
2 группа – 1 ученик раскладывает
цифры от 1 до 5 у себя на парте, другой от 5 до 1.Затем проверка: называют и
показывают.
·
Работа
с числовым рядом.
- Назовите числа по порядку.
- Назовите числа в обратном порядке.
- Какое число стоит после числа 2, 4?
- Какое число стоит перед числом 2,
5?
- Какое число стоит между числами 3 и
5?
- Назовите соседей числа 3.
·
Геометрический
материал. Упражнение на память.
Сопутствующее повторение – пространственная
ориентировка.
- Кто это? (Бабочка). Из чего
составлена бабочка?
- Назовите цвет и фигуры.
- Где находится прямоугольник?
- Какая фигура справа?
- Где находится оранжевый
треугольник?
- Запомните рисунок. (Рисунок
убираем).
- Сколько было треугольников? Какого
цвета?
- Где находился красный треугольник?
- Сколько было кругов?
·
Сравнение
чисел в пределах 5.
1. Коллективная работа.
На доске картинка Буратино и запись
5 < 2 2 =
1.
- Буратино сравнивал числа. Правильно
ли он сравнил? Исправим ошибки.
Ученик выходит к доске и меняет правильно знак.
- Прочитайте выражения.
- Составьте выражение со знаком = .
(1=1, 2=2 и т.д.)
2. Самостоятельная работа.
Задание: Сравнение чисел на
индивидуальных перфокартах.
- Сравните числа. Что значит –
сравнить числа?
Дифференцированная работа.
1 группа – сравнение чисел в пределах
5.
2 группа – сравнение чисел в пределах
10.
Индивидуальная работа.
1 ученик сравнивает числа в пределах
4. Учитель работает с ним.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте друг
у друга.
3.
Физпауза.
Пчёлы в ульях сидят,
И в окошки глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
- Хлопни в ладоши 4 раза.
- Прыгни столько же … (картинка 3).
- Присядь столько, сколько обозначает
это число (показ карточки с числом 5).
4.
Изучение нового материала.
·
Знакомство
с составом числа 5. Игра «Белочка и грибочки».
- Белочка осенью собирала на зиму
грибы и сушила их по 5 на двух деревьях.
- Сколько грибов? (5)
- Как она их развешивала на 2 дерева?
(Ученик подходит к доске и развешивает 5 грибов на 2 дерева. Следующий
ученик не должен повторить вариант состава числа предыдущих.)
- Значит, 5 – это сколько ….
(выставляются числа на доске).
5 5 5 5
.
. . .
. . . .
·
Повторение.
Чтение хором состава числа по
таблице, составленной на доске.
·
Закрепление.
Предметные картинки (1 предмет, 2 предмета, 3 предмета, 4 предмета),
- Сколько самолётов? (2)
- Сколько не хватает до 5?
- Почему? (Потому что 5 – это 2 и 3).
(Аналогично с числом 4, 3, 1).
5.
Работа в тетради.
·
Письмо
цифры 5.
Повторение правил посадки при письме
и положения тетради.
- Какую цифру мы пишем? Как пишем
цифру 5? (образец).
- Напишем в воздухе цифру 5.
- Теперь пишем в тетради. Пишем
аккуратно и красиво.
(Пока дети пишут, учитель проверяет перфокарты «Сравнение чисел»)
·
Состав
числа 5.
- Запишем состав числа 5.
5 5
5 5
4 . 3
. 2 . 1
.
(1, 2 состав выполняем вместе, 3, 4 – самостоятельно. Затем
самопроверка.)
6.
Физпауза.
Раз – подняться,
потянуться.
Два – согнуться,
разогнуться.
Три – в ладоши три
хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо
сесть.
7.
Решение задачи.
·
Чтение
задачи учителем (задача записана на доске).
У Вовы 3 флажка. Он нарисовал ещё 2
флажка. Сколько флажков стало у Вовы?
·
Запись
условия задачи.
Учитель читает задачу по частям.
- Как можно зарисовать эту часть задачи?
·
Повторения
задачи по вопросам.
- О чём эта задача?
- Сколько было флажков?
- Сколько Вова ещё нарисовал флажков?
- Что нужно узнать в задаче?
·
Воспроизведение
полного текста задачи учеником.
·
Поиск
решения задачи.
- Известно, что было 3 флажка и
нарисовал ещё 2 флажка.
- Как узнаем, сколько стало флажков?
- Почему мы должны прибавить?
·
Запись
решения задачи.
- Запишем решение задачи.
·
Формулировка
ответа.
- О чём спрашивается в задаче?
- Получили мы ответ на вопрос задачи?
- Сколько стало флажков? Проверим
(считаем хором).
- Что пишем теперь? (Ответ.)
·
Последующая
работа над задачей.
- Что в задаче известно? Что нужно
узнать?
- Как решали задачу?
- Назовите ответ.
8.
Дидактические игры.
·
Игра
«Весёлый счёт».
Цель: закрепление числа и
цифры, прямого и обратного счёта, коррекция внимания, памяти.
Оборудование: таблица с
числами 1 – 10 (числа расположены произвольно).
Ход игры. Ученик выходит
к таблице, указкой показывает и называет числа в прямом и обратном порядке (по
заданию учителя).
Задания: - Назвать и
показать числа 1 -5.
- Назвать и показать числа 5
-1.
- Узнай число, которое я напишу
у тебя на спине и покажи его.
·
Игра
«Умные ручки».
Цель: закрепление
количественного счёта, коррекция тактильных представлений.
Оборудование: на
картонках нашиты пуговицы в один или два ряда; верёвки с разным количеством
узелков.
Ход игры. Учитель
вызывает ученика, предлагает ему закрыть глаза и даёт картонку с нашитыми на
неё пуговицами или верёвку с узелками. Ученик на ощупь пересчитывает пуговицы
или узелки и говорит результат. Затем он себя проверяет.
·
Игра
«Цветочная поляна».
Цель: закрепление умений
и навыков при выполнении арифметических действий сложения и вычитания.
Оборудование: изображения
цветов с числами, шаблоны бабочек с примерами.
Ход игры. На доске
размещаются изображения цветов с числами, шаблоны бабочек с примерами.
- Назови номера цветочков (4, 1, 3,
5).
- На цветочную поляну прилетели
бабочки. На какой цветок сядет каждая бабочка? (Ответ в примере соответствует
номеру цветка).
- Прочитайте пример по – разному.
2+2
3 – 2 4 – 1
- На какой цветок не села бабочка?
- Составим пример для бабочки с
ответом 5.
9.
Подведение итога урока. Выставление
отметок.
- С составом какого числа мы познакомились?
- Что понравилось на уроке?
- Кто хочет поделиться, что у вас не получилось?
- Бабочки на своих крылышках принесли оценки за урок.
(Учитель раздаёт ученикам шаблоны бабочек с оценками и
комментирует оценку каждого ученика.)
- Остальные ученики хорошо работали на уроке и к ним тоже
прилетели бабочки.
(Учитель раздаёт ученикам шаблоны бабочек.)
- На перемене красиво раскрасите бабочек.
- Урок окончен.
Оформление
классной доски.
1 2 3 4 5
5 таблица «Образец письма цифры 5»
Задача.
У Вовы 3 флажка. Он нарисовал ещё 2
флажка. картинка Буратино
Сколько флажков стало у Вовы?
5 < 2
2 = 1
Белочка, 2 дерева, 5 грибков. 5 5 5 5
. .
. . .
. . .
Комментариев нет:
Отправить комментарий