Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь, не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы.
Пожелания счастья в лучах настоящей любви..
Я свяжу тебе жизнь из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю...
Где я нитки беру? Никому... никогда... не признаюсь..
Чтоб связать тебе жизнь... Я... тайком распускаю... свою...

пятница, 30 марта 2012 г.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ «ДОУ - ШКОЛА I СТУПЕНИ - ШКОЛА II СТУПЕНИ»

              

Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Обязательным условием адаптации школьников к обучению является обеспечение преемственности. Под преемственностью понимают связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, при которой новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые элементы его.
Под преемственностью в педагогике понимают дидактическое правила, предполагающее усвоение учеником понятий в их логической связи и взаимосвязи, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление  новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития.
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.
Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одни ступени обучения к другой.
Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей обращены одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы - 5-м классам.
Цель такой преемственности в нашей школе - реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ - начальной школы - основной школы и целостный педагогический процесс, педагогический коллектив строит его на единой организационной и методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.
На основе анализа педагогической деятельности процесс преем­ственности можно рассматривать с двух сторон:
а)  на дошкольной ступени образования  сокращается  самоценность
дошко­льного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного школьного обучения;
б) школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с «нуля», а подхватывает достижения ребенка - дошкольника и органи­зует свою педагогическую практику, задействуя и   развивая накопленный им потенциал.
Таким образом, целью ДОУ является всестороннее общее развитие ребен­ка, соответствующее его потенциальным возможностям. В ДОУ формируются личностные качества. Целью начального образования является продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Такое понимание преемственности позволит реально реализовать непрерыв­ность в развитии и образовании детей.
Ключевой момент в реализации преемственности - определение сущности готовности ребенка к началу систематического школьного обучения.
Адаптация ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. Даже хорошо подготовленные дети в первое время испыты­вают трудности. Требуется большая психологическая перестройка. Поэтому проблема адаптации детей в 1-м классе, особенно в первой четверти, одна из самых серьезных. И формирование школьной готовности есть проблема ком­плексная, требующая как усиленного внимания педагогов, так и родителей ре­бенка. Никакой успешной адаптации не может быть без психологической готов­ности ребенка к школе. Как известно, психологическая готовность формирует­ся у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплекс­ным, структурным образованием, включающим:
         личностную готовность (мотивационная);
         социально-психологическую готовность (готовность в сфере общения);
         интеллектуальную готовность;
         эмоционально - волевую готовность.
Интеллектуальное развитие не является главным показателем готовности к школе. В подготовительной группе проводится диагностика «Психологиче­ская готовность ребенка к школе» в октябре (входная - 1 срез) и в апреле (за­ключительная - 2 срез). С родителями проводится просветительская, работа (консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирова­ние, заочное консультирование и др.) по повышению уровня подготовки детей к школе. Почему делается акцент на работу с родителями? Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадапта­ции на этапе младшего школьного возраста. Часто взрослые пугают ребенка школой, учителями.
В работе с родителями прослеживается взаимодействие педагогов ДОУ и школы I ступени (см. Приложение 1 «Циклограмма совместной работы ДОУ - школы I ступени»). Учителя встречаются с родителями будущих первоклассников на родительских собраниях в ДОУ.
В адаптационный период необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, тип нервной системы (сильный и слабый), темперамент, к которому принадлежит ребенок. Темперамент зависит от типа НС ребенка. Тип НС- темперамент - внимание - работоспособность находятся в непосредственной и прямой взаимосвязи. Они являются той основой, на которой строится вся работа с ребенком.
Карта «Воспитанник - ученик» (см. Приложение 2) позволяет учителю начальных классов предварительно познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка. Знакомство с будущими первоклассниками происходит и при посещении занятий в ДОУ, Дней открытых дверей. Вся эта работа направлена на индивидуализацию процесса подготовки ребенка к школе.
Чтобы понять механизмы формирования социальной или личностной готовности к обучению ребенка в школе, необходимо рассмотреть этот возраст (6-7 лет) через призму кризиса 7 лет. Кризис (в психологии) - переходный период от одного этапа детского развития к другому. Кризис 7 лет связан с началом школьного обучения. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности еще нет. Она должна быть сформирована. При переходе от игровой деятельности к учебной деятельности ребенок может пережить «стресс», чтобы включиться в учебную деятельность. При ведущей учебной деятельности учителя 1-х классов сохраняют элементы игровой деятельности (игровые упражнения, элементе драматизации, психогимнастику, «элементы оживления» и т.д.).
Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в 1-м классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис 7 лет до школы никак не проявлялся. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Только для данного возраста характерны специфические особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, корчит рожицы. Поведение ребенка в период кризиса 7 лет вызывает не улыбку, а осуждение.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.  Эмоциональный опыт приобретается ребенком постоянно. Негативный эмоциональный опыт приводит к отчуждению, провоцирует агрессивные проявления. Один из возможных факто­ров,   негативно влияющих на адаптацию, - агрессивность. Определить повышенный   уровень агрессивности у ребенка помогут его поведенческие реакции. Повышенная агрессивность у ребенка приводит к множеству проблем в школе; создает внутриличностные трения, проблемы с успеваемостью. Выход - рассказывать и демонстрировать способы разрешения конфликтов, как выйти из него.
Адаптация связана и с проблемой застенчивых детей. Ведь уроки в значительной степени строятся на общении. Застенчивость превращается в серьезное препятствие: ребенок может блестяще подготовиться дома и не ответить, постеснявшись отвечать перед всем классом. Застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. Застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка. Для застенчивого ребенка любое выступление перед аудиторией - это дистресс, т.е. чрезмерное перенапряжение.
Сущность переходного периода заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения (произвольность внимания, способы познавательной деятельности, мотивации, коммуникативные умения и т.д.), но он, по существу, еще остается дошкольником, и его становление как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становле­ния охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компонент как физической, так и психологической адаптации.
Процесс адаптации к школе начинается по нашей циклограмме совместной работы еще в ДОУ. (Приложение 1) Проблемой преемственности ДОУ и школы I ступени наше образовательное учреждение вплотную занимается с 1998 года. И в методическом плане были проведены такие совместные заседания МО, которые касаются непосредственно преемственности содержания образования:
         «Преемственность в программах по обучению грамоте и письму»;
         «Преемственность в речевом развитии»;
         «Преемственность в стандартах ДОУ и школы I ступени»;
         «Развитие мелкой моторики руки»;
         «Коррекция фонетико-фонематического нарушения».
Результатом таких совместных заседаний являются методические реко­мендации, которых придерживаются и сотрудники ДОУ, и учителя школы I сту­пени. Мы вместе анализируем:
         стандарт образования;
         программы, по которым работают ДОУ и школа I ступени;
         учебные планы школы - план-сетки занятий в ДОУ.
Недостаточное внимание к перечисленным ведущим принципам обучения и воспитания отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика. Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождений периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. И поэтому главным условием успешной адаптации ребенка к школе является взаимодействие учителей школы I ступени и воспитателей ДОУ, знание стандартов дошкольного образования и школы I ступени, знание возрастных особенностей детей. Здесь главное - не подменять функций воспитателя в ДОУ, а в школе, особенно в период адаптации, приблизить условия к детсадовским.
Если проанализировать рекомендации наших совместных заседаний MO, то мы как раз и увидим, что, знакомясь со стандартом дошкольного образования, школа старается создать комфортные условия в школе I ступени: это уголки релаксации, где ребенок может расслабиться и даже полежать, и элементы игровой деятельности на уроках, и, конечно же, здоровьесберегающие технологии.
В школе I ступени соблюдаются все требования к организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики:
         только одна смена;
                  строгое соблюдение режима дня: начало занятий в 8.00, нет никаких нулевых уроков. Урок в 1-м классе - 35 минут с обязательным проведением 2-х физминуток ( по 1,5-2 мин. каждая). Длительность перемен не менее 10 минут. После 1 урока завтрак, после 2 урока пpoгулка с повышенной динамической активностью;
                  по социальному заказу родителей вся начальная школа работаете режиме пятидневной рабочей недели с количеством часов - 20 для 1-х классов и 22 для 2, 3, 4*х классов;
                  расписание составлено с учетом кривой умственной работоспособности учащихся. Чередуются уроки письменные и устные; уроки, требующие большого умственного напряжения, проводятся первыми или вторыми; уроки по искусству, окружающему миру, труду - после динамической паузы; уроки с преобладанием двигательного компонента - последними.
Для облегчения адаптации первоклассников вводится ступенчатый режим. Но только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности, исключая переутомление. А успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
Анализируя данные мониторинга здоровья первоклассников, поступивших в школу, видим, что здоровых детей практически нет. И задача школы – постараться сохранить здоровье ученика и, если возможно, наметить положительную
динамику.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей - практиков и родителей. Хо­рошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
К здоровьесберегающим образовательным технологиям обучения следует отнести соблюдение двигательного режима, а именно:
          а) зарядка до уроков;
б) физминутки (не менее 2минут на 10 и 20 минутах);
в)  упражнения на снятие статического напряжения (эмоциональные раз­рядки и минутки «покоя»);
г)  гимнастика (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профи­лактики простудных заболеваний);
д)  прогулки с повышенной динамической активностью;
е) тренинги;
ж) спортивные часы в ГПД;
з) упражнения на снятие статического напряжения (изменение позы);
и) элементы самомассажа;
к) упражнения на релаксацию.
Успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня владения родным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. Высокий  уровень речевого развития - показатель успешности обучения ребенка в школе,
Одной из главнейших причин, мешающих ребенку успешно адаптироваться в школе, является речевое недоразвитие.
Очень важно знать, на каком уровне речевого развития находится ребе­нок, идущий в школу, так как у него меняется ведущий вид деятельности - игровой на учебный, а это требует от ребенка полной сформированности речи и всех ее компонентов.
В нашу школу приходит много детей разных национальностей, порой во­обще не владеющих русским языком. Как можно научить чему-то ребенка, кото­рый не понимает, о чем говорит учитель? Приходится за очень короткое время учить его пониманию и умению выражать свои мысли на русском языке. Обычно эти дети приходят к нам из дома, где говорят только на своем родном языке или приезжают к началу учебного года из других регионов страны. У данной категории детей адаптационный период проходит крайне трудно.
Чтобы у ребенка было как можно меньше трудностей при обучении в школе, необходимо заранее познакомиться с индивидуальными особенностями будущего ученика. Необходимые данные школьный логопед узнает из карты «Воспитанник - ученик», где содержится информация о здоровье дошкольника, социальном статусе семьи (в том  числе и об отношении  родителей к воспитанию), речевом и психическом развитии ребенка, его способностях и дру­гих личностных характеристиках.
С этой же целью организуются встречи с логопедами ДОУ района, где в личной беседе уточняются диагнозы и характер проделанной работы с конкретным ребенком до школы. Это нужно для того, чтобы не начинать работу с нуля, а продолжить начатое.
Во время работы «Школы будущего первоклассника» для детей, не посещающих ДОУ, логопед выявляет уровень речевого развития этой категории дошкольников. Во время адаптационного период логопед проводит обследование всех учащихся 1-х классов, детально изучая тех, кто по каким-то причинам на момент поступления в школу остался без внимания. Для более детального изучения детей посещаются уроки, изучаются медицинские карты.  
Обработав все имеющиеся данные, логопед приступает к формированию групп по наличию речевого недоразвития.
Для проведения наиболее успешной адаптации время проведения занятий согласуется с родителями.
В тесной связи с логопедом работает психолог.
Существуют разные точки зрения по поводу того, каковы задачи психолога при работе с первыми классами в адаптационный период. Согласно одной из них, психолог должен быть максимально активен, помогая учителю и учащимся быстрее и лучше адаптироваться, а учителю - найти правильный подход к каждому ребенку. Особое внимание психолог уделяет при этом тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, нарушения сна и другие признаки невротизации.
Согласно другой точки зрения, психолог должен использовать это время для сбора информации о психическом развитии каждого ребенка, ведя наблюдения за классом и вмешиваясь лишь в самых крайних случаях.
Согласно третьей точки зрения (этой точки придерживаемся и мы), в течение адаптационного периода психологу целесообразно оставить класс «наедине с учителем» и вмешиваться лишь по специальной просьбе педагога, поскольку при нормальном протекании процесса адаптации в подавляющая большинстве случаев функциональные отклонения проходят как бы сами собой, поэтому никакой специальной работы не требуется. Присутствие же психолога на уроках, занятиях в группах продленного дня может явиться дополнительным отягчающим моментом и для детей, и для педагогов и тем самым усугубить этот и без того достаточно сложный и для тех, и для других период. Наиболее полезной формой работы психолога здесь может быть его выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе. Поэтому, согласно этой точки зрения, ВШК за первыми классами начинается не ранее середины ноября, когда закончился этап привыкания первоклассников к учителю и наоборот. К этому времени изучены карты «Воспитанник - ученик», проведены собеседования с педагогами ДОУ, посещены семьи учеников с целью знакомства с бытовыми условиями первоклассников.
         Проведены анкетирование, собрания с родителями:
         «Первоклассник в семье»;
          «Условия, способствующие лучшей адаптации в школе»;
          «Режим дня первоклассника»,
         «Взаимодействие семьи и школы по сохранности жизни детей».
В ноябре-декабре завуч   совместно с логопедом и психологом посещает уроки первоклассников. Каждый отслеживает свое.
На что обращает внимание завуч:
      взаимосвязь учителя с учениками (создание комфортных условий для адаптации);
      речь, тембр голоса, знание индивидуальных особенностей, диффе­ренциация в обучении, развитие творческих способностей;
         эмоционально-благоприятный климат в классе;
    здоровьесберегающие технологии: от санитарных условий до по­строения урока с учетом динамики умственной работоспособности;
      учет возрастных особенностей (при ведущей учебной деятельности сохранение элементов игровой, нестандартные уроки, использование наглядности, ТСО, смена видов деятельности);
         развитие речи учащихся;
         обучение контролю и самоконтролю, оценке и самооценке.
Как вы заметили, одним из условий, способствующих лучшей адаптации ребенка в школе является безотметочное обучение. Ведь нет психологического и педагогического смысла в оценке, которая фиксирует неудачу, подчеркивает неуспех, т.к. в этом случае у детей портится настроение, возникает тревога, ухудшаются успехи, снижается здоровье. И наоборот.
Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет ориентация на успех, контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, т.е. умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Чтобы сформировать эти умения, коллектив нашей школы, МО уже давно перестроили свою работу, и во главу угла каждый учитель ставит характер допущенных ошибок, чтобы спланировать коррекционную работу, а учеников учит
самоконтролю.
Особенно такая работа важна в адаптационный период, когда нужно уче­ника «влюбить» в себя, поощрять и поддерживать все его крохотные успехи, на­чинать его учить навыкам контроля и самоконтроля, создавать ситуации «успе­ха», создавать такие комфортные условия, чтобы ученик хотел бежать в школу.
Исходя из выводов по посещенным урокам завучем, логопедом и пси­хологом выносятся рекомендации по углубленному изучению индивидуаль­ных особенностей учеников и их семей, намечается коррекционная работа. Ито­ги такой кропотливой работы выносятся на заседание ПМПК в конце декабря месяца, где дается характеристика адаптации каждого ребенка в форме карты «Адаптация первоклассников».
На основании наблюдений и данных карты «Адаптация первоклассников» можно судить о том, насколько успешно прошел адаптационный период (успешно, с отклонениями, неуспешно) в условиях школы, и намечаются пути дальнейшей работы. Это работа и классного руководителя, и логопеда, и психолога, и завуча по социальным вопросам, и завуча по внеклассной и внешкольной работе. Выявляются и ставятся на учет неблагополучные семьи и дети, требующие особого внимания в поведении.
Конечно немаловажными условиями, способствующими успешной адаптации ребенка в школе, являются взаимодействие с семьей по вопросам питания, приобретения школьных принадлежностей, организации детских праздников, занятости ребенка во второй половине дня.
Итак, устраняя проблемы дезадаптации ребенка в школе, сохраняя индивидуальность ребенка, создавая условия для его самовыражения, мы развиваем личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, готовую к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.
Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
И говоря о преемственности между школами 1 и 2 ступеней, хочется обратить ваше внимание на почти аналогичную работу, которая была рассмотрена выше по преемственности между ДОУ и школой 1 ступени.
Начнем с января месяца, когда будущие пятиклассники еще учатся в начальной школе. Это так называемый доадаптационный период.
Периоду адаптации предшествует классно-обобщающий контроль в выпускных классах   начальной школы, (см. Приложение 3 «План   мероприятий по преемственности (4-5-е классы) в основной школе»). Посещение уроков всеми завучами, открытые уроки, срезы, контрольные работы, диагностика психолога, обследование логопеда, медосмотр, посещение родительских собраний. Цель собраний: преемственность в обучении, развитии и воспитании учащихся 4-5 классов, соблюдение единства требований, готовность учащихся к переходу в основную школу.
Заполняется еще одна карта «Преемственность 4-5-е классы» (см. Приложение 4). Наряду с этим,  ходе предварительной тарификации, назначаются классные руководители будущих 5-х классов, желательно с учетом особенностей учащихся и классных руководителей 4-х классов, назначаются учителя-предметники, составляется план посещения уроков в 4-х классах. Будущий классный руководитель - участник родительских собраний, гость на празднике окончания начальной школы.
Конечно, большая роль в обеспечении преемственности школы 1 и 2 ступеней отводится психологу:
        подготовка диагностических материалов по программе «Готовность к обучению в основной школе»;
        проведение диагностики и подготовка рекомендаций;
         выступление на родительских собраниях;
         проведение процедуры передачи «досье» на каждого ребенка из на­чальной школы в основную (возможно устно);
         рекомендации для родителей учащихся 4-х классов на летний период и в плане подготовки к 5-му классу;
         рекомендации для будущих учителей 5-х классов по индивидуальным особенностям класса в целом;
         изучение программы «Адаптация - 5», касающейся трудностей адап­тационного периода (использование различных методов);
         проведение работы по этой программе;
         обобщение результатов;
         посещение совместно с учителями, администрацией уроков в 4-х классах;
         проведение семинара по теме «Психолого-педагогический аспект, предполагаемые проблемы адаптации».
Почему это так важно? Потому что так же, как и в 7 лет у детей наслое­ние, наложение 2-х кризисов: кризис 10-12 лет и кризис, связанный с пере­ходом из начальной школы в основную.
Пятый класс является промежуточным между начальным звеном обучения и систематическим курсом. Поэтому проблема преемственности между ступеня­ми обучения становится одной из самых актуальных в образовательной сфере. Именно от реализации преемственных связей между начальным общем и основ­ным общим образованием зависит успешность адаптации школьника к обуче­нию в 5-6-х классах.
При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника в 5-м классе, необходимо:
·        учитывать психологические особенности 10-12 летних детей,
всту­пающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс.
·        анализировать причины неуспешного адаптационного периода и пу­ти коррекции трудностей адаптации школьника.
10-12-летний возраст (5-6-е классы) связан с 2-я кризисами в жизни школьника: с одной стороны, с переходным периодом от детства к отрочеству (возрастной кризис), с другой стороны, с переходом от начальной к основной ступени образования (условно-педагогический). Первый из них провоцирует про­тиворечия этого этапа развития ребенка «изнутри», а второй - «извне». Чтобы избежать негативных последствий совпадения этих двух кризисов, учитель-педагог прежде всего должен знать и учитывать психологические особенности учащихся 5-6-х классов, а также выполнять на уроках требования по преемст­венности.
Говоря о психологических особенностях школьника 10-12 лет, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые зачастую игнорируются при построении образовательной среды для 5-6 классов и как следствие служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы школьнику теперь требуется больше време­ни; дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны, их настроение часто меняется. Это являет­ся причиной замечаний, приводит к снижению успеваемости, конфликтам с учи­телями. Педагог должен знать, что все эти особенности объективны, они прой­дут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если учитель найдет целесо­образным применение на уроке щадящих методов и форм взаимодействия.
Протекание школьной жизни учащихся 5-х классов осложняется еще и переходом к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения, как правило, происходит «рывком»: вместо одного учителя началь­ной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносто­ронние отношения, появляется много предметников, отношения которых с уче­ником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном во­просов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета по­является кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» детей в школьном здании.
В школьной практике существует несколько вариантов решения данной проблемы.
Вариант 1. Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы. Весь внутришкольный контроль (система контроля и оценки, ведение документации, аттестация школьников на конец года, система работы с учителями и родителями) строится в рамках принятой в начальной школе системы. Полный переход в структуру основной школы происходит постепенно к концу 6-го класса.
При этом варианте осуществляется совместное оперативное руководство классами переходного этапа замдиректорами начальной и основной школы со следующим распределением функций: заместитель директора по начальной шко­ле отвечает за создание оптимальной  образовательной среды для пятиклассников; классный руководитель (из начальной школы) обеспечивает вместе с завучем по начальной школе совместную работу учителей основной школы, работающих в 5-м классе; заместитель директора по основной школе обеспечивает, преемственность в содержании образовательного процесса. Совместными усилиями два заместителя директора организуют «старт» учащихся в 5-м классе» (проводят «входящие» проверочные работы с целью определения общей подготовки пятиклассников к обучению в основной школе, вместе составляют и обсуждают контрольные работы на «выходе» из 5-го класса, а также анализируют полученные результаты).
Вариант 2. Оперативное руководство классами переходного этапа осуществляет заместитель директора по УВР 1 ступени. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образо­вание, остальные предметы ведут учителя основной школы. За переходными классами закрепляются их прежние кабинеты.
Наша школа решает данную проблему несколько иначе. Часть предметов в начальной школе, а именно: музыку, ритмику, физическое воспитание, художественный труд, ИЗО - ведут учителя основной школы, что обеспечивает бо­лее плавный переход к кабинетной системе и новым типам обучения.
Еще одна трудность адаптационного периода - переход к новой системе оценивания. Анализ причин снижения успеваемости показывает, что кроются они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений «учитель-ученик». Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал он накопил для дальнейшего роста, т.е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Отсюда оценка учителя начальной школы и учителя основной школы не совпадают. Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, а в 5-м классе значимой становит­ся оценка одноклассников. Ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек. Школьник привык не только к оценке сво­их действий, но и к критериям оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг «оценивающие» меняются. Учителя основной школы еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоре­чия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одно­классников (они ведь лучше его знают!). В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрица­тельное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников удается сохранить относительно положи­тельное, комфортное самочувствие в школе.
Для преодоления этой проблемы адаптационного периода следует при­учать ученика самостоятельно контролировать и оценивать себя и других. А для этого необходим систематический опыт следующих действий:
·        определять для проверки какого знания и умения дано то или иное задание;
·        составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности;
·        определять сложность задания, распределять задания по системе сложности;
·        находить и создавать образцы для проверки работы;
·        вырабатывать критерии оценки учебной работы;
·        оценивать свою работу по этим критериям;
·         сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (ученика, учителя);
·        давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;  определять границы своего знания.
Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые можно проводить на уроке по любому предмету. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся могут быть:
·        собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих
трудностей и способов их преодоления («Что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?»);
·        последовательность  действий   при   решении   поставленных  задач
(«Какие операции, действия я должен совершить, чтобы решить задачу?»);
·        личные достижения в изучении учебного и внеучебного материал
(«Чему я научился?»);                                                                                 
·        оценка своих возможностей («Могу ли, сделать больше?»);
·         самостоятельный выбор учебного материала для выполнения («Какие задания я могу выполнить хорошо?»).
      Другая трудность, возникающая в процессе адаптации, - это неоправданные требования, которые начинают предъявлять пятиклассникам учителя, привыкшие работать в старших классах. Приходя на урок к пятиклассникам, такой учитель зачастую переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на учащихся 5-го класса, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с
необычными для них способами обучения. В связи с этим опасна тенденция к
перегрузке учащихся новыми понятиями и терминами; их нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений школьников. Недопустимы также
высокие требования к самостоятельности и инициативности школьников. Поэтому так важно работать с учеником в «зоне его ближайшего развития», то есть оказывать помощь и поддержку в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечивает развивающий эффект обучение.
Преодоление всех вышеперечисленных трудностей адаптационного периода - важное и непременное условие перехода из начальной в основную школу. Недостаточное внимание к этим трудностям и их игнорирование, несоблюдение принципа преемственности при переходе с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на периоде адаптации ребенка в новых условиях и привести к снижению интереса к учению и успеваемости, проявлению признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания учителя, к нарушению во взаимоотношениях со сверстниками и, что самое главное, к ухудшению здоровья ученика.
Для обеспечения благополучного бесконфликтного адаптационного пе­риода педагогический коллектив должен решить следующие задачи:
1.  Выявить те изменения в жизни ребенка, которые необходимо смягчить для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.
2.  Обеспечить преемственность в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проводить анализ сформированных умений и опреде­лять необходимые пути коррекции.
3.  Создать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе.
Школа может решить эти задачи лишь в том случае, если будет взаимо­действие педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педколлективом с двух сторон: из прошлого и из будущего.
Всю работу по преемственности школ 1 и 2 ступени по традиции школы возглавляет завуч 1 ступени совместно с завучем основной школы. Совместная работа направлена на сохранение преемственности и в учебных планах, и разных системах обучения, и УМК, и принципах, подходах и в методах.
На совещании учителей выступают завучи 1 и 2 ступени, настраивают на внутришкольный контроль за всеми уроками в 5-х классах, напоминают те требования к организации УВП, которые фиксируются в оценочном листе по преемственности (см. Приложение 5).
Что меняется в сравнении с адаптацией в 1-х классах? Да практически ничего. Только выросли дети. Немного иначе строятся с ними отношения. Да и отметка приобретает немного другой смысл.
Берется под контроль ход подготовки к педсовету. Здесь важно не поте­рять ни одного ученика, а только наметить положительную тенденцию его раз­вития. И только кропотливая работа, начатая учителем начальных классов и продолженная учителем предметником, может способствовать успешной адап­тации пятиклассников в основной школе.
Особая роль в обеспечении преемственности отводится классным руко­водителям. Для реализации единой линии развития личности ребенка, прида­вая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, в нашей школе на основании карт «Воспитанник-ученик», «Адаптация первоклассников», «Преемственность 4-5-е классы» был разработан мони­торинг развития коллектива и отдельно взятого учащегося по сле­дующим критериям:
·        здоровье;
·        отношение семьи к воспитанию;
·        речевое развитие;
·        развитие познавательной сферы;
·        успеваемость;
·        прилежание;
·        поведение.
Такой мониторинг нужен учителям для того, чтобы не начинают работу с «нуля», а подхватывать достижения ребенка и организовывать свою педагогическую деятельность, задействуя и развивая весь накопленный учеником потенциал.
Задолго до ноября месяца в годовом плане школы появляется тема ноябрьского педагогического совета - «Преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основную. Определяется главная цель: объединение усилий педагогического коллектива для повышения эффективности работы, использование передового опыта, достижений педагогической и психологической науки в практической деятельности каждого учителя, классного руководителя.
Цель нашего педсовета - привлечь внимание представителей администрации, учителей - предметников, классных руководителей и родителей учащихся к проблеме ухудшения здоровья ученика и учителя вследствие взаимной дезадаптации в переходный период.
Главная задача каждого педагога, каждого руководителя ОУ - coxpанение здоровья ребенка.
Особенностью педсовета по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у пятиклассников в сложнейший период адаптации, связанный с привыканием к новым условиям обучения, другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам.
В процессе подготовки к педсовету и после его окончания появляется новый взгляд на старую проблему, по-иному осмысливаются отношения между учителями, работающими в пятых классах, между классными руководителями и родителями. Появляется возможность учесть точки зрения специалистов разного профиля: учителей, методистов, психологов, социальных и коррекционных педагогов, логопедов, медиков.
В ходе подготовки к педсовету нами составляется план. Педсовет npедусматривает улучшение, обновление, рационализацию деятельности классных руководителей 5-х классов, учителей, психологов, расширяет границы обсуждения, затрагивает «смежные» проблемы психолого-педагогического содержания.
С одной стороны, педсовет по преемственности предполагает глубокий психолого-педагогический анализ причин трудностей, возникающих в период адаптации учащихся 5-х классов; с другой стороны, осуществляет координации действий педагогического коллектива в учебно-воспитательной работе (как с отдельными учащимися, так и с каждым классом) в процессе прямого открытие диалога специалистов, работающих в начальной и основной школе. Педсовет по преемственности - это предъявление определенных результатов, подведение итогов, передача накопленного опыта, общественный смотр педагогических достижений ученика. Это «мост успеха», соединяющий начальную школу и основную, который создан совместными усилиями всего педагогического коллектива.
Основным объектом внимания преемственности является ученик и основ­ной целью - забота о его здоровье. Классный руководитель находится в посто­янном контакте с психологом, с учителем начальных классов, с медицинским работником, учителями-предметниками, родителями. От этого зависит успех процесса адаптации ребенка в новых условиях. Не случайно в нашей модели адаптивной школы параллель 5-х классов выделяется отдельно.
Таким образом, педсовет по преемственности подводит итоги периода адаптации пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обуче­нии, воспитании, развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы. Окончание педсовета по преемственности является нача­лом очередного витка в развитии системы преемственности в обучении, воспи­тании и развитии.
Преемственность служит выработке линии поведения классных руководи­телей, учителей-предметников и других специалистов, созданию системы общих взглядов на использование правила преемственности в образовательном про­цессе, привлечению внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий