Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь, не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы.
Пожелания счастья в лучах настоящей любви..
Я свяжу тебе жизнь из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю...
Где я нитки беру? Никому... никогда... не признаюсь..
Чтоб связать тебе жизнь... Я... тайком распускаю... свою...

вторник, 28 августа 2012 г.


Статья. Интегрированный курс математики и ручного труда в 1 – 3 классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.



Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно - воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива – это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением   интеллекта.    
Подготовка   учащихся   к   жизни,   к   трудовой деятельности, повышение конкурентоспособности выпускников на бирже труда является одной из наиболее важных задач обучения.
Математика является одним из основных учебных предметов, одним из самых трудных предметов для учащихся школы 8 вида.
При обучении математике реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами, особенно с трудом.
           Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию курса интегрированных уроков математики и ручного труда.
Научная новизна и теоретическая значимость данного курса заключается в том, что в ней впервые интегрируется учебный материал по математике и ручному труду для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Существует тесная связь между уроками математики и ручного труда. Важно, чтобы эти два предмета – математика и ручной труд -  шли не параллельно, а были тесно связаны и обогащали друг друга.
Органической основой этой связи является общность задач, которые решаются на этих уроках в школе. Предпосылки, обеспечивающие связь обучения математики с трудом, заложены в программе.  
1 класс – с одной стороны, счёт в пределах 10, представление о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге. Пространственные признаки предметов. Формирование понятий о величине предметов. С другой стороны, лепка, составление композиций из геометрических фигур.
2 класс – счёт в пределах 20, разметка по линейке. Аппликационные работы и панно. Пространственная ориентировка.
3 класс – счёт в пределах 100, вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку. Работа с бумагой и картоном (отделка изделий аппликационными украшениями), текстильными материалами, металлоконструктором.
Проанализировав весь учебный материал по математике и ручному труду, были намечены, какие темы курса математики наи­более тесно связаны с трудом, которые можно интегрировать; как сделать, чтобы знания, полу­ченные при изучении математики, подготовили учащихся к овла­дению трудовым процессом, сделали их труд более осмысленным.
Например, слабая активность восприятия приводит к тому, что ученики не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. А на интегрированных уроках математики и ручного труда в изготов­ляемых поделках из бумаги, глины, пластилина они учатся видеть, вычленять и называть основные геометрические фигуры и тела, учатся составлять сюжетные композиции из геометрических фигур (снеговик, домик), орнаменты, одновременно закрепляя навыки счёта.
Педагогические и психологические исследования показывают, что умственно отсталые школьники, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций между определенными математическими знаниями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых опе­раций. Следовательно, задача учителя  создавать такие ситуации, в которых бы эти ассоциатив­ные связи возникали.
Практические умения: измерительные, графические, конструк­тивные, вычислительные, предусмотрены программой по математи­ке и находят самое широкое применение в любом виде труда.
Однако эти знания ученик сможет применить на уроках труда лишь в том случае, если учитель научит учащихся применять эти знания и будут включать их в жизненно-практические задачи. Этому и способствуют интегрированные уроки ручного труда и математики.
Учитель на интегрированных уроках математики и ручного труда учит учащихся применять теоретические знания, вычислительные и измерительные умения при решении задач, которые возникают на уроках труда.
Таким образом, взаимно обогащается преподавание: трудовые операции будут выполняться учащимися более осмысленно, а преподавание математики будет носить жизненно-практический характер.
Преимущества интегрированных уроков состоит в том, что они имеют благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы, правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход, наметить пути коррекционной работы, позволяет однообразный материал сделать более интересным.
Таким образом, используя интегрированные уроки математики и ручного труда, эффективность обучения заметно возрастает, так как ученики заинтересованы работой, положительно эмоционально настроены; активизируется деятельность каждого ученика, развивается его произвольное внимание, память. Смена видов деятельности обеспечивает стабильную работоспособность.
С одной стороны, на уроке формируются общетрудовые умения учащихся (ориентировка в задании, планирование выполнения изделия, умение контролировать свою работу); с другой стороны, ученики незаметно для себя тренируются в счёте, выполняют арифметические действия, решают задачи, обогащают свои пространственные и количественные представления, выполняют анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.
Интегрированные уроки не только позволяют избежать подхода к процессу трудового обучения по принципу «делай, как я», но и превращают труд школьника в осмысленный творческий процесс, заставляют его активно искать ответы на вопросы, возникающие в ходе учебной деятельности.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Осуществление его происходит на отдельно выделенных уроках в рамках курса «Интегрированный курс математики и ручного труда» с учетом тематической связи уроков математики и ручного труда. В 4 классе трудовое обучение осуществляется на базе учебных мастерских.
Целью курса является овладение учащимися системой доступных математических и общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, применение полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях.  
По окончанию интегрированного курса математики и ручного труда мы должны получить следующие результаты: развитие индивидуальных математических знаний, умений, навыков и трудовых способностей учащихся, на этой основе сделать предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерских того или иного профиля, сформировать у учащихся готовность к деятельности в мастерских профильного обучения.
     Интегрированные уроки математики и ручного труда в 1 - 3 классах разнообразны по структуре. Каждый урок включает теоретическую и практическую части. Структура урока определяется дидактическими целями. Составные части урока: учебный материал по математики и ручной труд - тесно связаны между собой и обуславливают друг друга. Структурные компоненты и их порядок могут меняться.
         В первом классе на «Интегрированный курс математики и ручного труда» отводится 96 часов (3 часа в неделю). На урок отводится 45 минут. Остальное время (2 часа в неделю) отводится традиционным по структуре урокам математики, на которых изучается учебный материал, проводятся экскурсии, дидактические игры.
Во втором -  третьем классах на «Интегрированный курс математики и ручного труда» отводится 68 часов (1 час в неделю). На интегрированный урок отводится 45 минут + 45 минут (сдвоенный урок). Остальное время (4 часа в неделю - во 2 классе, 5 часов в неделю - в 3 классе) отводится традиционным по структуре урокам математики.
К курсу прилагаются рабочие тетради, в которых представлены упражнения и задания для теоретической и практической части урока. Рабочая тетрадь по математике и ручному труду предназначена для организации фронтальной и самостоятельной работ учащихся на интегрированных уроках. Материал в тетради расположен поурочно в точном соответствии с учебно - тематическим планированием.
В рабочих тетрадях 1, 2, 3 классов представлена система разнообразных тренировочных и развивающих упражнений, раскрывающих все основные вопросы обучения математике. Задания даны в доступной для понимания форме, проиллюстрированы и располагаются по принципу от простого к сложному.
С помощью тетради учащиеся приучаются к алгоритму трудовой деятельности: анализируют конструкцию изделия, планируют технологию его изготовления, вырабатывают ритм практической деятельности.
Обилие иллюстраций даёт возможность привлечь учащихся к самостоятельной деятельности и развитию на этой базе творческого потенциала ребёнка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий