Статья. Интегрированный курс математики и ручного труда в 1 – 3 классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами
является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно - воспитательной работы в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. Это
связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта.
Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом
трудового коллектива – это одно из определяющих условий успешной социальной
адаптации людей с нарушением
интеллекта.
Подготовка
учащихся к жизни,
к трудовой деятельности, повышение
конкурентоспособности выпускников на бирже труда
является одной из наиболее важных задач обучения.
Математика является одним из основных
учебных предметов, одним из самых трудных предметов для учащихся школы 8 вида.
При обучении математике реализация
общеобразовательной, коррекционно-воспитательной
и практической задач в условиях коррекционной
школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания
математики с другими учебными предметами, особенно с трудом.
Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к
использованию курса интегрированных уроков математики и ручного труда.
Научная новизна и теоретическая значимость данного курса заключается в том, что в ней впервые
интегрируется учебный материал по математике и ручному труду для учащихся
начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Существует тесная связь между уроками математики и ручного труда. Важно, чтобы эти два предмета – математика и
ручной труд - шли не параллельно, а были
тесно связаны и обогащали друг друга.
Органической
основой этой связи является
общность задач, которые решаются на этих уроках в школе. Предпосылки,
обеспечивающие связь обучения математики с трудом, заложены в программе.
1 класс – с одной стороны, счёт в
пределах 10, представление о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге. Пространственные признаки предметов. Формирование
понятий о величине предметов. С другой стороны, лепка, составление композиций
из геометрических фигур.
2 класс – счёт в пределах 20,
разметка по линейке. Аппликационные работы и панно. Пространственная
ориентировка.
3 класс – счёт в пределах 100,
вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Работа с бумагой и картоном (отделка изделий аппликационными украшениями), текстильными
материалами, металлоконструктором.
Проанализировав весь учебный материал по математике
и ручному труду, были намечены, какие темы курса математики наиболее тесно связаны с трудом, которые
можно интегрировать; как сделать, чтобы знания, полученные при изучении математики, подготовили учащихся к овладению
трудовым процессом, сделали их труд более осмысленным.
Например, слабая активность восприятия приводит к тому, что ученики не
узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении
или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. А на
интегрированных уроках математики и ручного труда в изготовляемых поделках из бумаги, глины, пластилина они учатся
видеть, вычленять и называть основные геометрические фигуры и тела,
учатся составлять сюжетные композиции из геометрических фигур (снеговик, домик), орнаменты, одновременно закрепляя навыки счёта.
Педагогические и психологические исследования показывают, что
умственно отсталые школьники, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций между определенными
математическими знаниями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения
трудовых операций. Следовательно, задача учителя создавать такие ситуации, в которых бы эти
ассоциативные связи возникали.
Практические умения: измерительные, графические,
конструктивные, вычислительные, предусмотрены программой по математике и находят самое широкое применение
в любом виде труда.
Однако эти знания ученик сможет применить на уроках труда лишь в том
случае, если учитель научит учащихся
применять эти знания и будут включать их в жизненно-практические задачи.
Этому и способствуют интегрированные уроки ручного труда и математики.
Учитель на интегрированных уроках
математики и ручного труда учит учащихся применять теоретические знания, вычислительные
и измерительные умения при решении задач,
которые возникают на уроках труда.
Таким образом, взаимно обогащается преподавание:
трудовые операции будут выполняться
учащимися более осмысленно, а преподавание математики будет носить
жизненно-практический характер.
Преимущества интегрированных уроков состоит в том, что они
имеют благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и
индивидуальной работы, правильно осуществить дифференцированный и
индивидуальный подход, наметить пути коррекционной работы, позволяет
однообразный материал сделать более интересным.
Таким образом, используя интегрированные уроки математики и
ручного труда, эффективность обучения заметно возрастает, так как ученики
заинтересованы работой, положительно эмоционально настроены; активизируется
деятельность каждого ученика, развивается его произвольное внимание, память.
Смена видов деятельности обеспечивает стабильную работоспособность.
С одной стороны, на уроке формируются общетрудовые умения
учащихся (ориентировка в задании, планирование выполнения изделия, умение
контролировать свою работу); с другой стороны, ученики незаметно для себя тренируются
в счёте, выполняют арифметические действия, решают задачи, обогащают свои
пространственные и количественные представления, выполняют анализ и сравнение
чисел, геометрических фигур.
Интегрированные уроки не только позволяют избежать подхода к
процессу трудового обучения по принципу «делай, как я», но и превращают труд
школьника в осмысленный творческий процесс, заставляют его активно искать
ответы на вопросы, возникающие в ходе учебной деятельности.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 1-3 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Осуществление его происходит
на отдельно выделенных уроках в рамках курса
«Интегрированный курс математики и ручного труда» с учетом тематической связи уроков математики и ручного
труда. В 4 классе трудовое обучение осуществляется на базе учебных
мастерских.
Целью курса
является
овладение учащимися системой доступных математических и общетрудовых знаний,
умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, применение полученных
знаний в разнообразных меняющихся условиях.
По окончанию интегрированного курса математики и
ручного труда мы должны
получить следующие результаты: развитие индивидуальных
математических знаний, умений, навыков и трудовых способностей учащихся, на
этой основе сделать предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового
обучения в мастерских того или иного профиля, сформировать у учащихся
готовность к деятельности в мастерских профильного обучения.
Интегрированные уроки математики и ручного труда в 1 - 3
классах разнообразны по структуре. Каждый урок включает теоретическую и практическую части. Структура урока определяется
дидактическими целями. Составные части урока: учебный материал по
математики и ручной труд - тесно связаны между собой и обуславливают друг
друга. Структурные компоненты и их порядок могут меняться.
В первом классе на «Интегрированный курс математики и ручного
труда» отводится 96 часов (3 часа в неделю).
На урок отводится 45 минут. Остальное время (2 часа в неделю) отводится
традиционным по структуре урокам математики, на которых изучается учебный
материал, проводятся экскурсии, дидактические игры.
Во втором - третьем классах на «Интегрированный курс математики и ручного
труда» отводится 68 часов (1 час в неделю). На интегрированный урок отводится
45 минут + 45 минут (сдвоенный урок). Остальное время (4 часа в неделю - во 2
классе, 5 часов в неделю - в 3 классе) отводится традиционным по структуре
урокам математики.
К курсу прилагаются рабочие тетради, в которых представлены упражнения и задания для теоретической и
практической части урока. Рабочая тетрадь
по математике и ручному труду предназначена для организации фронтальной и самостоятельной работ учащихся на
интегрированных уроках. Материал в
тетради расположен поурочно в точном соответствии с учебно - тематическим
планированием.
В рабочих тетрадях 1, 2, 3 классов представлена система разнообразных тренировочных и развивающих
упражнений, раскрывающих все основные вопросы обучения математике. Задания даны
в доступной для понимания форме, проиллюстрированы и располагаются по
принципу от простого к сложному.
С помощью тетради учащиеся приучаются к
алгоритму трудовой деятельности:
анализируют конструкцию изделия, планируют технологию его изготовления, вырабатывают ритм практической деятельности.
Обилие иллюстраций даёт возможность привлечь учащихся к
самостоятельной деятельности и развитию на этой базе творческого потенциала
ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий